ТОС “НАЙДАЛ”

Сайт Реcурсного центра поддержки ТОС Республики Бурятия

ТОС “НАЙДАЛ”

Наименование проекта

“Подготовка педагогов для качественного образования в малокомплектных сельских школах”

Краткое описание проекта

Проект направлен на повышение качества образования через изменение технологии обучения сельских школьников в МБОУ «Оротская СОШ» Кижингинского района, Республики Бурятия и получение механизмов повышения качества образования в малокомплектных сельских школах разных уровней через создание системы обучения на основе индивидуальных учебных занятий; формирование коллективных субъектов преобразований школы; изменение функций педагогов; подготовку особых специалистов – технологов учебного процесса. Создание (необходимой и достаточной) информационно-образовательной среды в МКШ «Оротская СОШ» для работы в новых образовательных условиях.
В малочисленной школе, особенно если там всего несколько учеников в классе, легче индивидуализировать обучение.
Возможны два варианта качественного преобразования малочисленной школы. Один – это коллективные учебные занятия в разновозрастной учебной группе. Второй вариант – индивидуальные учебные занятия. В начале 2000-х годов этот вариант был апробирован в школах Красноярского края.
Реализовать эту идею позволяет разновозрастная комплектация участников учебных занятий, когда к учителю на занятие приходят ученики разных возрастов (классов). Этот технологический приём возвращает нас к индивидуальному способу обучения, предшествовавшему классно-урочной системе, а также опыту Дальтон-план и Монтессори, но переосмысленному и модифицированному.
Переход к системе обучения на основе индивидуальных учебных занятий сопряжён с преодолением стереотипов, обусловленных опытом деятельности педагогов, родителей, руководителей образования в классно-урочной системе обучения.
Таким образом, в ходе реализации проекта предполагается:
•Повышение квалификации педагогов и руководителей малокомплектных сельских школ для работы в новых условиях через организацию сотрудничества с Красноярским краевым институтом повышения квалификации работников образования, лабораторией методологии и технологии коллективного способа обучения.
•Разработать модель сельской малокомплектной школы с индивидуальными учебными занятиями, которая позволит обеспечить качественное образование каждого школьника в условиях оторванности от культурных центров и дефицитов социальных контактов сельских школьников и педагогических кадров,
.•Учитывать возможности, способности, особенности каждого ребенка, которые проявляются в зоне его ближайшего развития.
•Создать информационно-образовательную среду для работы малокомплектной школы в новых образовательных условиях.

Цели

  1. Повышение качества образования в отдаленной малокомплектной школе – «Оротской СОШ» Кижингинского района, Республики Бурятия через повышение профессиональных компетенций педагогов для работы школы в условиях переходного периода к системе обучения на основе индивидуальных учебных занятий
  2. Создание (необходимой и достаточной) информационно-образовательной среды в МКШ «Оротская СОШ» для работы в новых образовательных условиях.

Задачи

  • 1. Представление проекта «Подготовка педагогов для качественного образования в малокомплектных сельских школах» на базе МО «Кижингинский район» Комитет по социальной политике Отдел образования» с приглашением МКШ района с низкими образовательными результатами
  • 2. Направить в командировку педагогов малокомплектных школ – МБОУ «Оротская СОШ», МБОУ «Усть-Оротская СОШ», МБОУ «Леоновская СОШ», МБОУ «Кодунская СОШ», МБОУ «Верхне-Кижингиская СОШ» в лабораторию методологии и технологии коллективного способа обучения Красноярского ИПК РО для прохождения курсов пов
  • 3. Публичное представление проекта по созданию новой образовательной практики в МКШ района перед широкой общественностью
  • 4. Организация курсов повышения квалификации педагогов на базе МБОУ «Оротская СОШ» с приглашением специалистов лаборатории методологии и технологии коллективного способа обучения Красноярского ИПК РО
  • 5. Организация работы школы в условиях переходного периода по созданию системы индивидуального обучения
  • 6. Для успешной работы в новых образовательных условиях обеспечить МБОУ «Оротскую СОШ» современными интерактивными и компьютерными средствами для создания информационно-образовательной среды
  • 7. Научно – практическая конференция. Выступление экспериментальных МКШ района. Подведение итогов проекта

Обоснование социальной значимости

Классно-урочный тип организации обучения в малокомплектной сельской школе обуславливает как затратность такой школы для государства, так и дефицитность педагогических кадров (что снижает качество преподавания). В МКШ из-за малой наполняемости классов в условиях резкой дифференциации учащихся одного класса снижается планка требований, падает качество и мотивация к учению.
Специфика Республики Бурятия, в частности Кижингинского района, как правило, не позволяет идти по пути закрытия МКШ и обеспечения подвоза детей в средние школы центральных усадеб или районных центров. В случае закрытия школ исчезнут многие села, что обострит социально-экономические проблемы сельских районов. Доставка учащихся в школы за 10-100 км затруднена в условиях сибирской зимы и весенних паводков, отсутствия хороших дорог.
Решить основные проблемы МКШ (экономическую неэффективность, оторванность от культурных центров, дефицитность социальных контактов сельских школьников, дефицитность педагогических кадров) возможно на основе идеологии не классно-урочного обучения за счет:
1) обеспечения индивидуальных темпов и способов освоения каждым учащимся учебной программы,
2) организации разновозрастных учебных групп как основных единиц учебного процесса,
3) обеспечения коллективного характера учебного процесса: включения в учебный процесс разных видов и приемов одновозрастного и разновозрастного взаимодействия учащихся,
4) другого типа деятельности учителя – быть не просто носителем предметного содержания, а прежде всего быть технологом учебного процесса. Из-за малочисленности невозможно иметь в школе квалифицированных специалистов по всем предметным областям, учителям приходится совмещать непрофильные для них предметы, что снижает качество преподавания этих предметов.
А поскольку при этом всё равно требуется довольно много учителей и нужно содержать большие по площади здания, встает экономическая проблема – классно-урочная организация МКШ очень затратна.
Таким образом, собственно педагогическая проблема – классно-урочный способ организации малокомплектной школы – обуславливает целый веер других проблем. Более того: он не позволяет обеспечить в условиях малочисленности профильное обучение в старшем звене (т.к. невозможно укомплектовать несколько профилей). Никак не решает социальные проблемы, специфичные селам: дефицит социальных контактов у школьников и удаленность сел от культурных центров.
На качество образования влияет и материально-техническое состояние малокомплектной школы.

Целевые группы

  1. Дети и подростки
  2. педагоги малокомплектных школ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *