Метапредметный подход в формировании системы патриотического воспитания в условиях сельской малокомплектной школы

Сайт Региональной Ассоциации ТОС Республики Бурятия

Метапредметный подход в формировании системы патриотического воспитания в условиях сельской малокомплектной школы

Краткое описание

Проект направлен на создание условий для развития патриотического воспитания в малокомплектных школах (МКШ) Кижингинского района Республики Бурятия через апробацию метапредметного подхода в формировании системы патриотического воспитания обучающихся путем разработки и реализации модулей: «Юный экскурсовод» и «Юный патриот» малой Родины. Под метапредметным подходом понимается совместная учебно-познавательная, проектная деятельность, формирование коммуникативных навыков и опыт социальной и межкультурной коммуникации.
Проект будет реализован в 5 этапов:
I – Мотивация педагогов, обучающихся МКШ для участия в проекте. На этом этапе определиться команда педагогов, обучающихся, готовых участвовать в проекте. 1. Для педагогов будет проведен круглый стол «Патриотическое воспитание обучающихся в МКШ путем разработки и реализации образовательных модулей:«Юный экскурсовод» и «Юный патриот» малой Родины. 2. Для обучающихся будет проведена учебно-познавательная экскурсия по достопримечательным местам г. Улан-Удэ
II – Разработка модулей «Юный экскурсовод» и «Юный патриот» малой Родины. На данном этапе для педагогов будут организованы 2 семинара:
1. Дистанционное обучение по направлению «Предоставление туроператорских и турагентских услуг». Проводят специалисты ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса». Педагоги повысят профессиональные компетенции
2. Разработческий по моделированию образовательных и проектных событий по модулям. Педагоги освоят позицию проектировщиков, разработают содержание и технологию проведения образовательных событий и проектной деятельности для обучающихся по модулям.
III – Образовательная и проектная деятельность по модулям.
1.Педагоги обучают детей составлению экскурсионных маршрутов. Обучающиеся совместно с педагогами разрабатывают экскурсионные маршруты по малой Родине, с использованием историко-культурного и краеведческого материалов малой Родины.
2.Защита проектов, экскурсионных маршрутов, дают оценку проектам, проводится их корректировка
3.Организация и проведение работ по обустройству экскурсионных объектов
IV – Работа юных экскурсоводов на маршрутах по родному краю в реальном и виртуальном пространствах для жителей и гостей района
V – Научно-практическая конференция «Итоги апробации метапредметного подхода в формировании системы патриотического воспитания обучающихся МКШ путем разработки и реализации образовательных модулей: «Юный экскурсовод» и «Юный патриот» малой Родины»
Таким образом, с помощью вовлечения в активную познавательную и продуктивную деятельность, посредством изучения историко-культурного наследия родного края, обучающиеся МКШ познают свою Родину, учатся позитивному и продуктивному взаимодействию, применяют полученные знания на практике. Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, отмечаем его взаимосвязь с экскурсионной деятельностью. Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своей малой Родины

Цель

  1. Апробация метапредметного подхода в формировании системы патриотического воспитания обучающихся в малокомплектных школах Кижингинского района через разработку и реализацию модулей «Юный экскурсовод» и «Юный патриот» малой Родины

Задачи

  1. Разработать содержание и технологию, спланировать и провести мероприятия, направленные на мотивацию педагогов, обучающихся МКШ Кижингинского района для участия в проекте
  2. Провести для педагогов 2 семинара (обучающий и разработческий) по моделированию образовательных событий по модулям
  3. Спланировать и провести образовательные события по разработке проектов экскурсионных маршрутов для обучающихся МКШ по модулям
  4. Организовать защиту проектов экскурсионных маршрутов
  5. Организовать проведение работ по обустройству экскурсионных объектов
  6. Спланировать и провести экскурсии для гостей и жителей района в реальном и виртуальном пространствах
  7. Провести научно-практическую конференцию «Итоги апробации метапредметного подхода в формировании системы патриотического воспитания обучающихся МКШ путем разработки и реализации образовательных модулей: «Юный экскурсовод» и «Юный патриот» малой Родины»
  8. Обеспечить информационное освещение событий и явлений проекта для средств массовой информации

Обоснование социальной значимости

Наш проект направлен на создание условий для апробации метапредметного подхода в формировании системы патриотического воспитания обучающихся в МКШ Кижингинского района Республики Бурятия путем разработки и реализации модулей:«Юный экскурсовод» и «Юный патриот» малой Родины. Освоение обучающимися универсальных учебных действий в сельских малокомплектных школ вызывает затруднения, так как столкнулись с рядом наиболее острых проблем, которые присущи МКШ: 1. Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно. Особой проблемной зоной является формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. 2. Ограничен круг общения детей, что тормозит развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке, снижает мотивацию учения из-за однообразия и бедности общения. Более того, в условиях малочисленности невозможно обеспечить профильное обучение в старшем звене (т.к. невозможно укомплектовать несколько профилей) 3. Организация внеурочной деятельности. Недостаточно разработаны вопросы организации внеурочной деятельности сельских детей 4. Сложность посещения культурных и образовательных центров региона и др. (https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vvedeniya-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-obschego-obrazovaniya-v-selskoy-shkole) Помощь в достижении метапредметных результатов в МКШ могут оказать программы внеурочной деятельности и программы дополнительного образования. . Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, в условиях которой под руководством педагога максимально развиваются познавательные потребности и способности каждого учащегося. Поэтому необходимо использовать любые возможности для локальной реализации метапредметного подхода. Мы считаем, разработка и реализация модулей:«Юный экскурсовод» и «Юный патриот» малой Родины дает возможность школьнику полученные знания практически использовать в реальной жизни, а значит способствует развитию метапредметных результатов и оказывает существенное воспитательное воздействие на учащегося, а также происходят интеграционные процессы -связь со средой и социальными партнерами. В МКШ существуют благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей
В Государственном Проекте “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021 – 2025 годы”( https://triptonkosti.ru/31-foto/federalnyj-proekt-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2021-2025-gody.html) указывается на необходимость разработки и реализации инновационных моделей патриотического воспитания с учетом динамично меняющейся ситуации, апробировать и внедрять современные методики и технологии в деятельности по гражданско – патриотическому воспитанию. Выделяя гражданско – патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, отмечаем его органическую взаимосвязь с другими направлениями, в том числе с экскурсионной деятельностью. Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своей малой Родины. Наш проект даст возможность организовать внеурочную деятельность в МКШ по модулям для развития патриотического воспитания, и тем самым достигать метапредметных результатов. Появляется реальная возможность каждому проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В процессе реализации проекта школьники изучают культурно – исторический потенциал своей малой Родины. Кижингинский район обладает богатыми историко-краеведческими ресурсами и объектами, поэтому разработка и реализация модулей будет основана на историко-культурных и краеведческих ресурсах района. В процессе этого исследовательского труда у ребят формируется понимание значимости тех исторически сложившихся ценностей, которые представлены в прошлом и в настоящем малой Родины У обучающихся повысятся коммуникативные компетенции, интерес к изучению истории своей малой Родины,появятся социальные инициативы научатся применять свои знания на практике
Мы считаем, что проект даст возможность решить проблемы малокомплектных школ — дефицит социальных контактов, низкой коммуникативной компетенции, Социальная значимость проекта заключается в том, чтобы с помощью вовлечения в активную познавательную и продуктивную деятельность посредством изучения историко-культурного наследия родного края и региона обучающиеся МКШ учатся позитивному и продуктивному взаимодействию. Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своей малой Родины. Посредством включения в проектную, экскурсионную деятельность происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения обучающихся, формируется стремление к патриотическому поведению.

География проекта

Республика Бурятия Кижингинский район малокомплектные школы: МБОУ «Оротская СОШ», МБОУ «Усть-Оротская СОШ», МБОУ «Леоновская СОШ», МБОУ «Кодунская СОШ», МБОУ «Школа-лицей им. В.С.Мункина»

Целевые группы

  1. Обучающиеся (12-17 лет) малокомплектных школ Кижингинского района
  2. Педагоги малокомплектных школ Кижингинского района

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *