Ассоциация ТОС Иволгинского района (ТОС “Западный”)
Наименование проекта
Эколаб Знатоки природы Иволги
Краткое описание проекта
АТОСов Иволгинского района создана в мае 2021 года. Особое внимание уделяется экологическому, патриотическому воспитанию с детьми, вопросы благоустройства территорий. Проект Эколаб «Знатоки природы Иволги» призван помочь школьникам в возрасте от 8 до 16 лет, проживающим в с.Иволгинск и с.Каленово получить практические навыки выращивания растений, развитие мелкой моторики, внимательности, наблюдательности. Участники целевой группы будут проводить практические занятия по выращиванию хвойных растений, кустарниковых, цветочных культур. Под руководством педагогов и взрослых смогут проводить эксперименты и наблюдения за ростом и развитием саженцев на разных почвах при воздействии резко-континентального климата Республики Бурятия, проводить опыты в рамках проектной деятельности юных экологов. Для создания оптимальных условий по уходу за растениями будет применяться капельное орошение. Учебно-развивающая площадка оборудованная стендами, учебной метеостанцией, макетами позволит проводить мероприятия, слет юных экологов. В ходе реализации проекта участники научатся работать в группах, научатся выращивать растения и кустарники, проведут самостоятельные эксперименты и опыты на отведенном экспериментальном участке и на местности, обучатся ориентированию на местности в ходе участия в пеших и велопоходах, обучатся исследовательской работе и защиты ее на научно-практической конференции. Обучение в рамках проекта , будет строиться на принципах безвозмездности. Участие в обучении примут школьники от 8 до 16 лет, проживающие в с. Иволгинск и с. Каленово в количестве, будут созданы 2 группы по 20 человек, которые пройдут обучение по практическому применению полученных знаний по экологическому воспитанию. В качестве преподавателей и волонтеров будут привлечены преподаватели МУ ДО «Иволгинский РЦДО» , родители участников, а также специалисты АУ РБ “Иволгинский лесхоз». Проектом предусматривается два метода работы: один в искусственно созданных условиях, на участке, специально выделенном для экспериментальных целей, где будет создана система разного микроклимата и разной почвы, второй- в полевых условиях, близлежащая местность, территория питомника. Будут проведены экскурсии в АУ РБ «Лесресурс», РЭБЦ, ООО «Иволгинский плодово-ягодный питомник», где у ребят есть возможность знакомиться с растениями в питомниках организаций, они узнают как выращивают саженцы сосны, ели, кедра, кустарников для леса. Участники примут участие в акции по восстановлению леса, посадке и пересадке саженцев. Во время практического закрепления дети получат навыки ориентирования на местности, сделают фотоснимки и соберут образцы растительного материала для выступления на районной экологической конференции «Экология леса в Иволгинском районе». Полученные практические навыки экспериментальной исследовательской работы помогут ребятам в дальнейшем профессиональном самоопределении при выборе будущей профессии естественно – научного направления.
Цели
Обучение экологическому воспитанию и практическому применению полученных знаний в изучении экосистемы родного края и на экспериментально-исследовательском участке.
Задачи
- Создать условия для обучение через проведения практических занятий на экспериментальном участке , с помощью необходимого оборудования
- Обучить экологическому воспитанию, повысить информативность школьников о достопримечательностях, природных особенностях родного края, заинтересованности в сохранении природы
- Научить участников умению работать и действовать в команде единомышленников, инициативности, быть ответственности за окружающий мир через проведение экологических акций
Обоснование социальной значимости
Село Иволгинск расположено в центре Иволгинской долины и является районным центром Иволгинского района, здесь проживает 7200 чел., из них 1627 детей обучаются в Иволгинской СОШ. Село Каленово находится в 13 км от с. Иволгинск и входит в сельское поселение «Иволгинское», в нем проживает 1000 чел, из них дети 109 человек, обучаются в средней общеобразовательной школе. В связи с большой удаленностью от города у сельских школьников очень мало досуговых
и образовательных центров. Обучение в школе больше носит поверхностный характер, из-за загруженности учителей, стали мало времени уделяться практическому познанию окружающего мира. В школе отсутствует площадка для проведения экспериментов и опытов, помогающие в самообразовании и формировании интереса к проектной экологической деятельности. Школьники мало времени уделяют изучению экологических особенностей своего края (района), из-за большой занятости родителей и неспособности самостоятельно ориентироваться на местности. Доказано, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя). У школьников произвольные движения занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Отмечают также изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях: снижение зимой, увеличение – весной и осенью. У школьников, особенно подростков наблюдается развитие эмоциональной черствости и безучастности к происходящему вокруг, губительно влияющих на развитие у детей инициативы, самостоятельности, стремления к сохранению биоразнообразия на планете.
Решением проблемы школьников в с.Иволгинск занимается муниципальное учреждение дополнительного образования «Иволгинский районный центр дополнительного образования». В котором в 2020 году было открыто естественно-научное направление. При нем появились кружки «Знатоки природы» в с. Иволгинск в котором занимаются 60 человек, в возрасте 8-10 лет, и кружок «Вереск» с.Каленово в котором занимаются 35 детей. За 2 года работы наблюдается уменьшение заинтересованности детей к занятиям, которые могут поддержать и развивать интерес к изучению природы, это связано с недостаточностью материально-технической и финансовой базы центра дополнительного образования, отсутствием собственного экспериментального участка и оборудования для проведения практических опытов и экспериментов, увлечения компьютерными уроками и увеличения роста безделия среди детей, которые выражаются в сближении с плохой компанией, ранним табакокурением, распитием запрещенных напитков, ростом хулиганства.
На основании проведенных наблюдений за два года, было выявлено спад количества школьников, увлекающихся изучением окружающего мира, так в 2020 г. занималось естественнонаучным направлением в том числе экологией- 425 школьников, то в 2021 г. их осталось 342 школьника, из них только 60 детей, ходит в кружок “Знатоки природы” и занимаются общественно-полезным трудом по благоустройству своих дворовых территорий, территории школы. Подростков огорчает поведение людей в природе, которые нарушают природное равновесие, ведут себя неэтично (вымещают гнев на животных или растениях, занимаются браконьерством). Так результаты проведенного анкетирования среди 720 детей в возрасте от 8 – 16 лет, показали, что 48 % опрошенных интересуются вопросами экологии и состояния окружающей среды самостоятельно, используя для этого Интернет и советы старших, 35 % считают, уровень своей экологической культуры низким, а 17 % детей отметили снижение заинтересованности из-за отсутствия практических работ, активных действий, походов в лес. Они хотели бы активно участвовать в практических природоохранных мероприятиях с участием родителей и взрослых наставников. В п. Иволгинск проблемами экологического воспитания детей кроме центра дополнительного образования и ТОСов, которые привлекают детей к субботникам, посадке саженцев и цветов, больше никто не занимается, это связано с большой удаленностью от города, где есть множество центров развития и досуга для детей. Почти все отметили, что хотели бы получить помощь в изучении окружающего мира в интересной форме, проводить походы, выезды, проводить интересные эксперименты и помогать в озеленении своего участка или восстановлении леса, под руководством родителей и педагогов. Успеху природоохранной деятельности способствует и исследовательская работа учащихся, во время которой они расширяют свой экологический кругозор, овладевают методами исследования природы, накапливают определенный опыт. С природоохранной связана туристко-краеведческая работа с детьми, направленная на привитие им навыков правильного поведения в местах отдыха, в лесах и др.
Целевые группы
Школьники от 8 до 16 лет, проживающие в Иволгинском районе, с.Иволгинск и с.Каленово, интересующиеся природой и экологией.